Namo tassa bhagavato arahato samm? sambuddhassa
(Почтение Благословенному, Достойному, в совершенстве Пробудившемуся)
6 дней тишины. 6 дней ретрита. На самом деле даже больше 6 дней. Во второй половине дня 31 декабря я приехал в медитационный центр Dipabhavan, и уехал только утром 7 января. Это был первый ретрит полностью на русском языке. Я провел 6 дней без связи с миром, и, кажется, мир без меня справился. 🙂
Даты меня немного смущали, я даже думал, как бы я там 1 не оказался. Но нет, альтернативно одаренных набралось более 20 человек. Причем девушек и парней примерно поровну. И состав оказался довольно молодым. Среди мужчин, самому старшему было 40 лет, а в остальном 28 – 32.
Совершенно чудесное количество участников. Достаточно, чтобы все было серьезно, и совсем не много, чтобы друг другу не мешать и соблюдать дисциплину.
6 очень спокойных дней в прекрасном месте, где есть только природа, зелень и вид на море. В 4.30 подъем, в 21.30 – отбой.
Видео о центре Дипабхаван от Летающих Пингвинов — Паши и Тани, с которыми мы вместе проходили ретрит.
Люди
Тан Хуберт — монах, ведущий ретрит, — совершенно удивительный человек. Он действительно полон любящей доброты, которая из него так и льется. И уже через 10 минут беседы с ним или даже прослушивания лекции, которую он читает, чувствуешь себя спокойно и радостно.
Кирилл – пока еще послушник, и он сам просил называть себя по-простому, пока еще более подвержен влиянию эмоций, но явно идет за таном Хубертом. А как он декламирует буддийские сутты – некоторые православные хоры бы позавидовали. 🙂
Организационные вопросы
Если соберетесь в Dipabhavan, то обязательно возьмите с собой фонарик и зеркало. Территория центра довольно велика, а освещение экономно. А бриться на ощупь оказалось не так уж и сложно… но с зеркалом было бы проще. 🙂
А вот зонты, которые просят брать с собой, в центре есть. Да и ковриков для йоги ни у кого не было.
Поначалу я рассчитывал купить всю одежду для ретрита в лавке при центре, но хорошо, что в последний момент нашел все нужное в Паттайе. После предыдущего ретрита ничего не осталось и 1-2 дня людям приходилось как-то выкручиваться.
Медитация
7 медитаций сидя каждый день – это, конечно, для молодых и здоровых, я на последнюю забивал всегда – ни ум, ни тело уже не были способны продолжать практиковать. Да и вообще, единственное реальное ощущение, которое осталось от всех медитаций – это больные колени. А ноги-то, может, согласно учению Будды и не мои, но жить с ними мне. И лучше уж с ними, чем без них. 🙂
Правда я тот еще слоупок, т.е. тормоз и тугодум. Вполне вероятно, что я чего-то не допонял. Может быть, почитав еще про анапанасати (развитие осознанности с дыханием), я найду какие-то детали, которые упустил. А может быть данный вид медитации мне не подходит – ведь не просто так их существует около 40 штук?
Лекции
Лекции об учении Будды вообще и инструкции по медитации в частности действительно интересны. Да и может ли быть по другому, когда это – единственное развлечение? Телефон нельзя, компьютер нельзя, даже читать и писать нельзя. Медитировать можно. 🙂
И вот тут очень важно, что все было на русском. Лично мне на английском было бы далеко не все понятно.
Еда
Завтрак в 7.30, обед в 11.30 и вечерний чай в 17.30. Вся еда вегетарианская. Я, в общем, совершенно не боялся немного поголодать, в этом нет ничего страшного. Но на практике – и не пришлось. Да, полноценных приемов пищи всего 2, но их хватает. Миски большие, а система «шведского стола» позволяет набрать себе столько всего, сколько считаешь нужным. Пару кило потерял, но не критично.
Детский сад
Постоянно присутствовало ощущение детского сада.
Деревянные подушки и циновки вместо матрасов – это интересный аттракцион только в первую ночь. Я люблю поворочаться во сне и в результате просыпался по 10-15 раз за ночь.
Безусловно, можно привыкнуть и к этому. Но не за 6 дней. И зачем терять время, будучи сонным? Или это специально, чтобы не выспавшиеся люди могли видеть какие-то образы во время медитации? Тогда все понятно. 🙂 Я лично уже на третью ночь подушку себе нашел и сон мой стал более-менее спокойным и качественным. 🙂
Нормального душа нет. Есть только тазик, из которого можно себя поливать. Ну не вопрос, я каждое лето ребенком в деревне проводил, там примерно так и было. Только тут еще странное правило, гласящее о том, что «полностью обнажаться нельзя». Как хочешь – так и понимай. Видимо, надо обернувшись полотенцем протирать хозяйство губочкой. У меня не было ни полотенца таких размеров, ни губочки, так что на это правило я забил вообще с самого начала – желания гнить у меня как-то не было.
Ну и вообще правило странное. Я уж не знаю, как там было 2500 лет назад, а сейчас кто чем хотел померяться – померялся еще в школе. Ну или чуть позже. В 30 лет меряться давно не интересно.
А товарищам, которые любят выскакивать из кустов с хозяйством наперевес и криком: «Посмотри, хорош? Правда ведь хорош? Хорош!», на подобные правила наплевать. Да и странно их было бы встретить в таком месте.
Все время идет рассуждение о срединном пути. Но и деревянные подушки и отсутствие простейшего душа — крайности. На мой взгляд, конечно.
А еще групповая медитация при ходьбе. Когда все ходят друг за другом и стараются, чтобы шаги были одинаковыми, как при ходе строем. Получается, правда, плохо. И очень сильно напоминает игру из детства, когда на 10 детей ставилось 9 стульев, включалась музыка и когда она выключалась – надо было сесть на стул. Кто не успел, тот – лох. Такое упражнение на внимательность и реакцию. Но оно интересно в 5 лет, ну в 6, но группе же взрослых людей…
Заключение
При моей информационной зависимости мне было крайне сложно отказаться от компьютера и интернета, я просто не мог сделать этого по доброй воле. Мне нужен был запрет, пускай и формальный. Я справился, и, может быть дальше будет легче.
Жалею ли я, что провел Новый Год во сне на деревянной подушке и с циновкой в качестве матраса? Нет, не жалею. Испытываю ли я особый восторг по поводу этой поездки? Нет, не испытываю.
Но я уже привык, так в Таиланде для меня всегда и везде. 🙂
Получился такой стойкий флешбек в детство. Лето, природа, телевизора нет, делать ничего не надо. Правда, в таком случае я бы с большим удовольствием концентрировался на поплавке моей удочки, а не на дыхании. 🙂
Вообще, первые 5 дней было очень спокойно и легко, и мысли совершенно не покидали медитационный центр. А на 5 день произошел какой-то перелом, то ли от того, что что-то не получалось, то ли от того, что все подходило к концу…
А на 6ой день мы поехали на какую-то волшебную гору барабанов. И там меня осенило. Там мне открылась истина. Немного обидная, потому что я и так это знал…
Я не верю, что сидение на попе ровно со словами о том, что это вам всем кажется, что я ничего не делаю, а на клеточном уровне я очень занят, может принести счастье или избавление от страданий.
20 здоровых, и скорее всего очень неглупых людей, могли бы сделать уйму всего доброго и полезного за 6 дней. Вместо этого, мы сидели и наблюдали за своим дыханием. 🙂
Это как собрались бы христиане, и 6 дней молились бы: сидя, стоя, при ходьбе, по одиночке и в группе. Хотя и у них что-то похожее бывает. 🙂
Религии – это важно, они несут много ценных, добрых, умных мыслей.
Но я считаю, что одно доброе дело принесет куда больше пользы, чем тысяча слов, миллион молитв или медитаций.
Не был на 6-дневном ретрите, был на 3-х дневном семинара игумена Евмения «Глоток Покоя». После него так же не сказать что мегакайф или о чем-то желаешь, просто необычно внутри — тихо и уютно как дома.
Спасибо! Отлично рассказано! Дважды с удовольствием прочла. Поеду.
Хоть Вам и кажется, что Вы знали истину ДО, все же в полном объеме она открылась Вам после 🙂
В плоскости слов мы действительно многое «знаем». А вот такое прочувствованное, как у Вас, знание — оно живое, оно даже через монитор в лицо мне «дышит» :):):)
Владимир, было бы круто, если бы ты в этом после ссылку на наше видео о Дипабхаване разместил.
Паш, да запросто. 🙂
Хотя, думаю, что эффекта от ссылки будет больше, чем просмотров видео на этой странице. 🙂
Довольно интересно написано. А во сколько рублей (бат) обошлась данная поездка?
Владимир, ретрит бесплатен. Пожертвования после — исключительно добровольные. Но один день пребывания в центре обычно оценивается в 200 бат.
А кормили 2 раза в день,(шведский стол), тоже бесплатно? Или это отдельно нужно оплачивать?
Ничего не нужно оплачивать. В Таиланде во многие храмы можно просто придти с улицы и бесплатно получить ночлег и еду.